Конституционный Суд РФ рассмотрел необычное дело о взыскании с бывшего военнослужащего выплаченного ему материального стимулирования, которое также может быть интересно отдельным категориям госслужащих.

Согласно пп. 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По итогам проведенной проверки и аудита Минобороны РФ были выявлены факты необоснованного установления и производства военнослужащим дополнительных выплат стимулирующего характера.

Решением суда с работника была взысканы крупные денежные средства в качестве неосновательного обогащения.

Суды исходили из того, что обеспечение дополнительной выплатой, установленной приказом Минобороны РФ, не относится к случаям, предусмотренным статьей 1109 ГK РФ, поскольку эта выплата не является ни заработной платой, ни приравненным к ней платежом либо пенсией, пособием, стипендией, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию. Следовательно, ограничения для взыскания неосновательного обогащения в данном случае применению не подлежат.

Дело дошло до Конституционного Суда РФ, который постановил, что ни в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ, ни в иных нормах действующего законодательства не содержится точного перечня платежей, к которым он применяется.

Дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Минобороны РФ, является периодической выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за счет бюджетных средств, и обусловлено надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.

Несмотря на то что данное материальное стимулирование к денежному довольствию военнослужащих законом непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты воинского труда.

Следовательно, денежное довольствие военнослужащих (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование), являясь формой оплаты их труда, по смыслу пп. 3 ст. 1109 ГК РФ представляет собой платеж, приравненный к заработной плате.

В регулировании обязательств вследствие неосновательного обогащения данный подпункт имеет гарантийный характер и направлен на защиту прав граждан, поскольку для них заработная плата и другие предусмотренные данной нормой платежи являются основным источником средств к существованию, обеспечивающим их материальное благополучие и реализацию имеющихся у них потребностей.

Таким образом, по мнению Конституционного суда РФ, пп. 3 ст. 1109 ГК РФ не предполагает взыскания с военнослужащего, в том числе после увольнения с военной службы, полученных им в период ее прохождения сумм дополнительного материального стимулирования, предусмотренного нормативными правовыми актами в качестве периодических выплат за счет бюджетных средств, при отсутствии недобросовестности со стороны военнослужащего и счетной ошибки.

Все судебные решения, вынесенные не в пользу бывшего военного, теперь подлежат пересмотру.

Источник: Постановление Конституционного Суда РФ от 26 марта 2021 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева"

Статья по теме: Излишне выплаченная работнику зарплата взысканию не подлежит

А с Вас когда-нибудь взыскивали обратно зарплату или иные выплаты? Пишите в комментариях.

Подписывайтесь, читайте нас в ЯндексДзен, чтобы знать больше о своих правах.

ЯндексДзен

Telegram

Facebook

Instagram

Twitter

ВКонтакте

Одноклассники

TPL_BACKTOTOP