Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).

Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15).

На конкретном рабочем месте условия труда признаются вредными или опасными на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.

Согласно пункту 29 Методики, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в соответствии приложением № 9 Методики.

Таким образом, независимо от концентрации патогенных микроорганизмов при работе с биологическим фактором II группы патогенности, в том числе COVID-19, условия труда могут быть отнесены к вредным условиям труда 3 степени (подкласс 3.3) без проведения соответствующих измерений.

Данная правовая позиция высказана недавно в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июля 2020 г. № 15-1/ООГ-1996 (смотрите ниже).

 Как изменить класс условий труда без проведения измерений?

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц.

В таком случае, условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

В каких случаях проводится внеплановая специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочем месте?

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.

Таким образом, в связи с появлением на рабочем месте нового опасного для здоровья биологического фактора такого как новая коронавирусная инфекция (COVID-19), оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда вполне достаточно.

Как работник может инициировать и повлиять на специальную оценку условий труда?

Помимо этого, работник вправе (статья 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»):

1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в государственную инспекцию труда;

4) представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.

Напомним, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться не только для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты, но и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ, пенсионным законодательством льгот, гарантий и компенсаций.

Подписывайтесь на нас, чтобы быть в курсе своих прав в трудовых отношениях.

ЯндексДзен

Telegram

Facebook

Instagram

Twitter

ВКонтакте

Одноклассники

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июля 2020 г. N 15-1/ООГ-1996

Департамент условий и охраны труда в пределах установленной компетенции рассмотрел обращение Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2020 N 01-04Ч/224 по вопросу проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников и сообщает следующее.

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда в целях применения трудового законодательства, в том числе, установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, возможно только по результатам специальной оценки условий труда.

До проведения специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах работодатель вправе в рамках взаимодействия с социальными партнерами и работником определить возможность компенсации вредных и (или) опасных производственных факторов при их последующем выявлении по результатам специальной оценки условий труда.

При этом необходимо отметить, что организации, проводящие специальную оценку условий труда, в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) смогут возобновить свою работу только после снятия соответствующих ограничений, связанных с ее распространением, вводимых в конкретном субъекте Российской Федерации.

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика), с учетом установленных для отдельных видов работ особенностей.

Действующим законодательством запрет или ограничения на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией, не установлены.

В соответствии с пунктом 29 Методики отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется в соответствии с приложением N 9 к Методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.

При этом группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)".

Учитывая изложенное, а также разъяснения Роспотребнадзора (письмо 06.03.2020 г. N 02/3739-2020-32), полагаем, что в рамках проведения специальной оценки условий труда при идентификации и последующей оценке на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, такого биологического фактора, как возбудитель новой коронавирусной инфекции (COVID-19), класс условий труда на рабочих местах таких работников по биологическому фактору может быть отнесен к классу условий труда 3.3.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на конкретных рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, с последующим утверждением ее результатов комиссией по проведению специальной оценки условий труда и дальнейшем проведением исследований (испытаний) и измерений этих факторов.

При этом оценка условий труда осуществляется с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов, с установлением итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

По вопросу отнесения условий труда на рабочих местах медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией, к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений следует отметить, что такое решение вправе принять только комиссия по проведению специальной оценки условий труда в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (пункта 9 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ).

Следует обратить внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ результаты специальной оценки условий труда действуют пять лет, в течение которых работник должен получать все предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации гарантии и компенсаций в соответствии с установленным классом условий труда, независимо от сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.

Вместе с тем уже сейчас в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15.04.2020 N Пр-665 работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), должны производиться доплаты к заработной плате за особые условия труда.

Заместитель директора

Департамента условий и охраны труда                                                                                                                                 Т.М. Жигастова

TPL_BACKTOTOP