Госучреждение обратилось в суд о взыскании с бывшей медицинской работницы расходов за обучение, поскольку она не отработала пятилетний срок по условиям ученического договора, а уволилась по собственному желанию.
При этом по условиям этого договора она обязана была в случае досрочного увольнения вернуть практически всё до копейки: полученный за время ученичества средний заработок; стоимость обучения; возместить расходы, связанные с ученичеством (расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные учеником с разрешения или ведома работодателя); суммы страховых взносов, зачисленных в бюджетные и внебюджетные фонды.
Вдобавок, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного договором, обязана была выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с обучением.
Естественно, что с таким подходом сумма, насчитанная работодателем, оказалась весьма немаленькая.
Суд первой инстанции встал на сторону госучреждения, взыскав частично с работницы расходы.
Разрешая спор и удовлетворяя требования суд исходил из того, что штраф, предусмотренный условиями договора, взысканию не подлежит, поскольку межу сторонами сложились трудовые отношения, которыми обязанность по уплате штрафа не предусмотрена.
Однако, в силу того, что заключенный между сторонами трудовой договор был расторгнут по инициативе работницы, до истечения обусловленного сторонами срока по причинам, которые не являются уважительными, в связи с чем, она обязана возместить понесенные расходы, связанные с ученичеством.
Судебная коллегия областного суда не согласилась с данным выводом.
Право на подготовку и дополнительное профессиональное образование относится к числу основных прав работника в трудовых отношениях (абзац 8 части 1 статьи 21 ТК РФ, статья 197 ТК РФ).
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Условия и порядок такой подготовки и допобразования, определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (части 1 и 2 статьи 196 ТК РФ).
Право работника реализуется путем заключения к трудовому договору дополнительного ученического договора на получение образования без отрыва или с отрывом от работы (статья 197, 198 ТК РФ).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации, и может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (ч. 2 ст. 199 ТК РФ, ч. 1 ст. 200 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ).
При этом работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять работникам, проходящим подготовку – гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 5 ст. 196 ТК РФ).
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 165 ТК РФ).
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, определены в ст. 187 ТК РФ.
В частности, как указано в ч. 1 ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ч. 1 ст. 168 ТК РФ).
По смыслу приведенных нормативных положений, командировочные расходы, понесенные работодателем в связи с направлением работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, являются самостоятельной группой расходов и относятся к компенсациям (денежным выплатам), предоставляемым работнику за счет средств работодателя в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых и иных обязанностей, в том числе обязанности по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию.
К числу таких затрат, которые работодатель обязан возмещать работнику при направлении его в служебную командировку для профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, относятся расходы по проезду работника к месту обучения и обратно; расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Возврат работником предоставленных ему работодателем компенсаций (командировочных расходов) в связи с направлением работника за счет средств работодателя на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование нормами Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Кроме того, исходя из нормативных требований к медицинскому персоналу, периодическое повышение квалификации специалистов, работающих в медицинских учреждениях, а также получение ими дополнительной специализации для выполнения нового вида медицинской деятельности по заданию работодателя в этом учреждении является необходимым условием для осуществления медицинской деятельности, что в свою очередь является обязанностью работодателя - медицинской организации и производится за его счет.
В силу ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Вместе с тем, договорная ответственность работника перед работодателем не может быть выше, чем это предусмотрено нормами ТК РФ.
Таким образом, условия ученических договоров , являющихся дополнительными к трудовому договору, о возложении на работника обязанности по возмещению затрат, связанных с обучением, в случае его увольнения без уважительных причин до истечения срока 5 лет после окончания обучения, противоречат требованиям действующего законодательства, в связи с чем применены быть не могут.
При таких обстоятельствах, суд посчитал, что оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов не имелось.
Таким образом, в случае если обучение является необходимым условием для осуществления работодателем своей деятельности, то организация данного обучения является не только его обязанностью, но и должна оплачиваться за счет его средств. Условия ученических договоров о возложении обязанности по возмещению затрат работником при его увольнении в таких случаях неправомерны.
Подписывайтесь на нас, чтобы быть в курсе новостей в сфере труда: