Работника уволили за прогул – отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочей смены, совершенный в марте 2019 года. Работник, не согласившись с подобным обвинением, обратился в суд.

Решениями городского, областного, окружного судов работнику было отказано в восстановлении на работе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской пришла к иному мнению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия обратила внимание на следующие обстоятельства.

Работник в день вменяемого ему прогула принял смену. Однако, уже ночью начальником и дежурным в оперативном журнале была сделана запись и составлен акт об отсутствии работника на рабочем месте более 4 часов подряд, который о своем уходе работодателя устно, письменно или по телефону не предупредил.

Исчезновение работника прояснилось спустя некоторое время.

В объяснительной по факту произошедшего он указал, что, заступив в ночную рабочую, он почувствовал сильную боль в правой ноге, после чего принял имеющиеся у него лекарства от боли. В течение смены боль в ноге не уменьшалась, в связи с чем Работника охватила паника и страх из-за вероятного повторного отрыва тромба в правой ноге (при этом ранее он уже госпитализировался в экстренном порядке с аналогичным диагнозом).

В связи с чем он в состоянии паники и страха за свою жизнь направился с места работы в сторону дома и, вызвав скорую помощь, был госпитализирован в этот же день в хирургическое отделение центральной районной больницы.

Он также представил работодателю листок нетрудоспособности о том, что со дня прогула и до выздоровления находился на стационарном и амбулаторном лечении в медицинском учреждении.

Несмотря на это, приказом управляющего директора действие трудового договора с работником было прекращено, и он был уволен с работы по подпункту "а" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей – прогул.

Нижестоящие судебные инстанции поддержали работодателя, признав, что у него имелись все основания для увольнения, поскольку работник отсутствовал более четырех часов подряд без уважительных причин, не уведомил непосредственного или вышестоящего руководителя об ухудшении состояния своего здоровья и о невозможности продолжить работу. Доводы работника о том, что при принятии решения работодателем не в полной мере учтены все обстоятельства прогула были полностью отклонены.

Коллегия, отменяя, постановления судов, указала, что при рассмотрении судом дела по спору о законности увольнения работника за прогул обязательным для правильного разрешения этого спора является установление обстоятельств и причин (уважительные или неуважительные) отсутствия работника на рабочем месте. При этом, исходя из таких общих принципов юридической, а значит, и дисциплинарной ответственности, как справедливость, соразмерность, законность, вина и гуманизм, суду надлежит проверить обоснованность признания работодателем причины отсутствия работника на рабочем месте неуважительной, а также то, учитывались ли работодателем при наложении дисциплинарного взыскания тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если увольнение работника произведено работодателем без соблюдения этих принципов юридической ответственности, то такое увольнение не может быть признано правомерным.

Обстоятельством, имеющим существенное значение для дела, является установление фактических причин (уважительные или неуважительные) отсутствия работника на рабочем месте.

Судам также требовалось выяснить: что послужило причиной ухода работника с рабочего места ранее окончания рабочей смены; в связи с какими обстоятельствами работник не поставил в известность о необходимости его ухода с работы своего непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя; являлись ли причины раннего ухода работника с работы уважительными.

Кроме того, по данному делу для решения вопроса о законности увольнения судам следовало установить, учитывались ли работодателем при наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Как следует из материалов дела, работник указывал в иске и письменных объяснениях к нему, о наличии уважительных причин оставления им рабочего места ранее окончания рабочей смены, в том числе о резком и внезапном характере ухудшения состояния его здоровья в период ночной рабочей смены, сильной боли в правой ноге, которая приобрела неестественный цвет и сильно опухла.

В связи с этим, опасаясь угрожающих его жизни последствий обострения имеющегося у него заболевания, он, находясь в паническом состоянии, покинул свое рабочее место ранее окончания рабочей смены и направился домой, откуда вызвал бригаду скорой медицинской помощи.

Судебные инстанции не проверили должным образом указанные доводы истца об уважительности причин, им не дана правовая оценка в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе медицинскими документами, работнику было отказано в удовлетворении ходатайств о допросе в качестве свидетелей врачей, которые наблюдали за состоянием здоровья работника.

Вместе с тем, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства

Судебные инстанции формально подошли к рассмотрению данного дела, связанного с нарушением трудовых прав работника, что недопустимо при разрешении спора данной категории, не выяснили и не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем их выводы не могут быть признаны основанными на законе.

Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

Источник: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 57-КГ20-9-К1 от 17 августа 2020 г.

Чтобы не пропустить важное из сферы трудовых отношений, подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram, а также  в соцсетях Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и Одноклассники

 

 

TPL_BACKTOTOP