Счетная палата проверила ход выполнения «майских» указов Президента РФ в части увеличения средней заработной платы бюджетников и пришла к неутешительным выводам.

Напомним, что так называемые «майские» указы 2012 года содержали ряд положений, направленных на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, различных категорий – учителя, преподаватели высших учебных заведений, врачи и медицинский персонал, социальные работники и работники учреждений культуры, а также научные сотрудники (всего 12 категорий).

Указы также предусматривали принятие программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, на основе введения новой системы оплаты труда в зависимости от достижений показателей и установления базовых окладов, а также достижения уровня средней заработной платы (СЗП) по региону.

По данным Росстата, значения средней заработной платы (СЗП) в целом по Российской Федерации не достигнуты в 2014 году по 5 категориям работников, в 2015 году - по 4, в 2016 году - по 6, в 2017 году - по 8, в 2018 году - по 8, в 2019 году - по 7, в первом полугодии 2020 года - по 4.

Аудиторы отметили, что по ряду категорий недостижение целевых показателей носит системный характер. Так, например, в 2013-2019 годах ни разу не был выполнен показатель по повышению СЗП педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. В 2019 году целевые показатели по заработной плате этой категории работников не достигнуты в 43 регионах (50,6 %).

Сам процесс повышения оплаты труда отдельным категориям работников отраслей социальной сферы и науки сопровождался сокращением общей численности работников этих категорий на 14,5 %.

Специалисты Счетной палаты признают, что имеется разница в достижении целевых показателей в зависимости от статуса учреждений (а если быть точнее от источников финансирования – ред.): в 2019 году в федеральных организациях показатели достигнуты по всем категориям работников, в региональных - не достигнуты по 6, в муниципальных - не достигнуты по 11.

Существенные нарушения выявили и внутри самих бюджетных организаций.

Для всех отраслей бюджетной сферы общими проблемами (кроме финансовых) являются дисбаланс в оплате труда работников, предусмотренных и не предусмотренных указами. Отсутствует обоснованная дифференциация в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных работников. Нет зависимости размера заработной платы от квалификации работника и сложности выполняемой им работы. Эти факторы негативно влияют на микроклимат в учреждениях бюджетной сферы, приводят к социальной напряженности и кадровому дефициту.

При этом общие расходы федерального бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников в 2013-2018 годах превысили 1 трлн рублей.

Из проведенного анализа Счётная Палата РФ сделала вывод, что нормативно-правовая база не позволила в полной мере реализовать положения указов 2012 года в части целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

При повышении заработной платы значительное внимание уделялось стимулирующим выплатам. В результате в структуре заработной платы снижалась доля ее постоянной части. Не был сохранен единый подход к оценке достижения и поддержания оплаты труда работников бюджетной сферы на заданном указами уровне

Источник: Отчет о результатах экспертно­аналитического мероприятия «Анализ выполнения положений указов Президента Российской Федерации 2012 года в части увеличения средней заработной платы отдельных категорий работников отраслей бюджетной сферы»

А Вы согласны с выводами, и как у Вас обстоят дела с выполнением «майских» указов?

Пишите в комментариях в наших соцсетях, подписывайтесь, чтобы быть в курсе трудовых прав.

ЯндексДзен

Telegram

Facebook

Instagram

Twitter

ВКонтакте

Одноклассники

TPL_BACKTOTOP